Послуги

У вас росте малюк! Він дивовижний і неповторний. Ви прагнете розкрити усі його таланти, усі його здібності та можливості оточуючому світу.

…І, можливо, порівнюючи свою дитину з іншими, ви починаєте хвилюватися через те, що вона робить, або не робить. Повільно навчається розмовляти? Не може виконувати простих побутових дій? Неслухняна? Мовчазна та замкнута?

Не хвилюйтесь даремно. Проконсультуйтесь з дитячим логопедом-дефектологом, дитячим психологом. Якщо потрібне пробне заняття – воно безкоштовне!

Стан мовлення у дітей

  Воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в цело.

    Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Тяжелые нарушения речи могут отразиться на его умственном развитии, если ему не будет оказана своевременная помощь. У таких детей нарушается нормальная связь с окружающими,  а это обедняет их знания, эмоции и другие психические проявления.

    Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают , то они раздражаются, замыкаются в себе.

    Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

    С самого раннего возраста, приучая ребенка следить взглядом за предметами, слушать голос окружающих, мы способствуем развитию речи.

    Уже с трех месяцев у ребенка начинается период гуления , переходящий в лепет. Это период активной подготовки речедвигательного анализатора к произношению слов. В это же время идет процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, а затем отдельные слова и действия (в 7-9 месяцев).

    Обычно к 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году набирается до 10-12 слов(баба, кис, му, бэ). Большую роль в формировании речи ребенка в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих его. Предметы надо называть правильно, не коверкая слов, не подделываясь под язык детей. В это время необходимо развивать пассивный словарь ребенка (это те слова, которые он еще не произносит, но название которых соотносит с предметом, показывает его при назывании). Из пассивного словаря развивается активный словарь (это те слова, которые ребенок употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время развивается и фразовая речь, т. Е. ребенок говорит не отдельными словами, а соединяет их в небольшие словесные цепи, наподобие тех, которые они слышат от окружающих. Сначала это простые фразы из 2-3 слов, постепенно к трем они усложняются, и активный словарь ребенка достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется. Улучшается словопроизношение.

    К начальному школьному периоду ребенок хорошо произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.

Краткая характеристика состояния речи детей 3-4 лет.

Словарь

Если в два года у ребенка словарный запас составляет 25-300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800-1000 слов - непрерывно идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного.

У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

Сокращение слов (сипед- велосипед, атабиль- автомобиль);

Перестановка в слове слогов (замукальные– музыкальные);

Перестановка в слове звуков (певрый- первый);

Пропуски в слове звуков (босой мальчик- большой мальчик, девича- девочка);

Иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков, вводят дополнительно гласные, которые постепенно исчезают (корабель- корабль, не зинаю- не знаю).

Грамматический строй

Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза в этом возрасте удлиняется и усложняется, но отмечаются и некоторые несовершенства фразовой речи:

Порядок слов в предложении не всегда правилен (я хочу нет- я не хочу);

Иногда искажается род имен существительных (один колес);

Даются неправильные падежные окончания (у меня много подругов).

 Звукопроизношение

1. Согласные звуки произносятся смягченно (лёзецка-ложечка, иглюськи - игрушки).

2. Свистящие звуки с, з, ц искажаются:

а) произносятся недостаточно четко;

б) пропускаются (абака—собака, амок — замок, веток— цветок);

в) с заменяется ф (фобака -собака), з- в (вамок-замок) Ц — ф (фыпленок - цыпленок);

г) с заменяется т (тобака—собака), з—д (дамок—замок), ц— т (тветок — цветок),                     

3. Шипящие звуки ш, ж, ч, щ искажаются:

а) произносятся недостаточно четко;

б) пропускаются (апка—шапка, ук—жук) и др.;

в) ш заменяется с или ф (сапка, фапка — шапка); ж — з или в (зук, вук—жук), ч—ц или ть (оцки, отьки—очки), щ—сь или ть (сетка, тётка—щетка).

4. Звуки л и р пропускаются и искажаются:

а) пропускаются (ампа—лампа, ука—рука);

б) заменяются звуком ль (лямпа—лампа, люка—рука);

в) заменяются я (ямпа—лампа, юка—рука).

 

Краткая характеристика состояния  речи детей 4-5 лет

Словарь

В этом возрасте продолжает увеличиваться как активный, так и пассивный словарь. Активный словарь к четырем годам достигает 1900—2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии (скобланул-царапнул). Воспитатель в это время приучает детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях; учит правильно называть окружающие предметы, их качество, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Грамматический строй

У детей после четырех лет фразы продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной.  Детей приучают отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употребляя правильные грамматические формы при изменении слов.             

Звукопроизношение

У детей 4-5 лет  уже более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а в связи с этим улучшается и звукопроизношение:

1. Исчезает смягченное произношение согласных звуков.

2. Многие звуки произносятся более правильно и четко.

3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками

 

Краткая характеристика состояния речи детей 5-6 лет

Словарь

Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс  качественного усовершенствования произнесения и грамматического оформления их. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500—3000. В активном словаре появляются обобщающие  слова, дети правильно называют более широкий круг предметов домашнего обихода. Улучшается и словопроизношение: мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков: Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор).

Грамматический строй

С пяти до шести лет у детей увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями.

Звукопроизношение

Вслушиваясь в речь окружающих, ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. К этому времени речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются и отдельные недостатки произношения звуков:

1) шипящие произносятся недостаточно четко;

2) р заменяется л или в;

3) л заменяется ль;

4) Характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков. Обычно в этом возрасте дети уже правильно произносят свистящие (с,з,ц), шипящие (ш, ж, щ, ч), звонкие (в б, г, д) я глухие (ф, п, к, т) звуки, но в речи они их еще смешивают, т. е. вместо одного звука употребляют другой (у Маши сарф), Перед воспитателем стоит задача — научить детей правильно произносить все звуки родного языка.

 

Краткая характеристика состояния речи детей 6-7 лет

Словарь

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой запас слов—3000—3500. Это преимущественно слова общеупотребительные, без которых нельзя выразить самой простой мысли, невозможно общение с окружающими.

 Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей часто бывает бедной, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в слово свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.

 

Грамматический строй

К шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении.  В речи старших детей такие ошибки— они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др.

Фонетика

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их.   

Иногда у детей данного возраста еще остается некоторая нечеткость речи, неряшливое произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением; недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; страдавшим сложным косноязычием;с задержкой общего развития речи.